СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
Парамонова А.В.
студент, направление 39.03.01 «Социология», магистерская программа
«Массовые коммуникации и публичная политика»,
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация:
статья посвящена исследованию идеологических аспектов политической социализации молодежи. В условиях стремительного развития технологий традиционные духовно-нравственные ценности, национальные интересы становятся основным инструментом в процессе политической социализации, патриотического и нравственного воспитания молодых людей. Стремительное распространение идей, противоречащих российским традиционным ценностям, требует их защиты и закрепления в нормативно-правовых актах. Элементы школьной программы активно участвуют в формировании научного потенциала Российской Федерации, поэтому необходимо своевременная трансформация образовательных программ. Ключевые слова: политическая социализация молодежи, идеологические аспекты, школьная программа, традиционные духовно-нравственные ценностиТрансформационные процессы ХХI в. внесли значительные изменения во все сферы жизнедеятельности российского общества. Технологическое развитие в существенной степени повлияло на функционирование социальных и политических институтов и организаций.
Согласно Конституции Российской Федерации «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Тем не менее, для обеспечения национальной и социокультурной безопасности государства и благополучного существования российского общества необходимы четко сформулированные духовно-нравственные ценности, сформулированы национальные интересы и приоритеты.
Наиболее уязвимым социальным слоем в данной ситуации оказалась молодежь. На молодых людей, система ценностей которых находится на этапе формирования, оказывается всестороннее активное влияние. В данной связи необходима комплексная работа по укреплению гражданского самосознания молодых людей, вовлечению граждан в решение актуальных задач. Успешность процесса политической социализации определяет сплоченность российского общества и состояние политической системы как в настоящее время, так и в будущем.
Согласно результатам опроса ВЦИОМ [14], исследующего общественную полезность молодежной активности, у современного общества существует устойчивый запрос на участие молодых людей в социально-политической жизни России: так, 43% опрошенных отмечают, что активной молодых людей может принести пользу государству и обществу. На важность поддержки молодежных активности в политической и социальной сфере указали 82% респондентов. В целом, за десять лет вера в успешную деятельность молодых людей среди граждан России выросла.
Важным этапом в формировании нормативно-правовой базы социокультурной безопасности является Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». «Традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России» [12]. Они передаются из поколения в поколение и учувствуют в процессе формирования российской идентичности. Традиционные ценности в России — это в большей степени нравственно-этические представления и нормы, определяющие самобытность многонационального народа, традиции и обычаи, культурные особенности, историческую память, которые содержат в себе лучшие и проверенные временем качества и черты.
Социокультурное состояние современной цивилизации привело Российскую Федерацию к пониманию того, что национальные ценности должны не просто осознаваться, но и закрепляться в нормативно-правовых актах, и соответственно являться основой для формирования стратегий развития, внешнеполитического курса страны, также быть базой для деятельности различных сфер жизнедеятельности общества: образования, науки, культуры, социальной политики. Особый акцент делается на процессе политической социализации и патриотическом воспитании молодых людей. Так, «национальные интересы <…> связаны с сохранением и развитием образовательного и интеллектуального потенциала России», достижением высокого уровня нравственности и милосердия в обществе.
Традиционные ценности – это ориентир для российской молодежи и эффективный инструмент для обеспечения ее политической социализации. В Указе выделены 17 российских духовно-нравственных ценностей, среди которых жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, историческая память и преемственность поколений. В данном списке представлены как общечеловеческие, так и свойственные для России ценности. Существование в обществе взаимоисключающих ценностей может привести к глубинному расколу общества на группы, к росту социальной напряженности, к конфликтам, ослаблению доверия к государственным институтам и к снижению эффективности взаимодействия гражданского общества и власти.
В Российской Федерации ведется активная демографическая политика, целью которой является преодоление негативных демографических тенденций: осуществляется поддержка многодетных семей, материнства, применяются меры по увеличению продолжительности жизни населения, сокращению уровня смертности, росту рождаемости, сохранению и укреплению здоровья населения. В Российской Федерации 2024 г. был объявлен Годом семьи, в данной связи осуществляется ряд мероприятий, направленных на сохранения традиционных семейных ценностей. Тем не менее в обществе существует противоположное направление, например, набирает популярное на Западе движение «чайлдфри», представители которого вступают за сознательный отказ от рождения и воспитания детей. Данная идеология подрывает традиционный статус семьи с детьми. «Семья — это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности», - В.В. Путин. В данной связи в Российской Федерации был принят закон о запрете «пропаганды чайлдфри» в интернете, СМИ, кино и рекламе. Для успешной политической социализации молодежи проводится политика по защите традиционных ценностей и по борьбе с пропагандой ценностей, противоречащих традиционным, только такой комплексный подход позволяет проводить эффективную политику в сфере защиты социокультурной безопасности России.
Согласно Стратегии национальной безопасности: «развитие научного потенциала, повышение качества и доступности образования ускорят структурную перестройку российской экономики» [11]. Образование – основа для благополучного развития общества.
Данные факторы показывают важность и необходимость трансформации образовательных стратегий в связи с важностью сохранения роли данного агента в процессе политической социализации молодежи.
Самсонова Т.Н. выделяет задачи школы как социального института:
• «подготовка школьника к самостоятельной жизни;
• содействие его самоопределению, профориентации;
• реализация повторяющихся практик по формированию политических взглядов и ориентаций обучающихся» [16].
Социальный институт «школа» выполняет функцию передачи знаний, а также решает воспитательные и идеологические задачи, которые направлены на передачу культурного опыта от одного поколения к другому и сохранение в обществе наилучших образцов поведения.
Школьная программа ориентирована на развитие ценностных установок и мировоззрения молодых людей, на формирование единых основ, которые бы сплачивали общество с той силой, чтобы оно могло эффективно противостоять вызовам современной цивилизации. Учебный план включает уроки истории, истории родного края, в рамках которых школьники знакомятся с культурой, ценностями своей Родины, местом, в котором они родились, учатся понимать ценность бережного отношения к наследию предков и сохранению подлинных знаний о прошлом своей страны. Важными идеологическими аспектами политической социализации молодежи являются понятия: менталитет, традиции и обычаи, культурные доминанты и коды.
На уроках обществознания молодежь знакомится с механизмами функционирования политической системы, ее структурой и отдельными элементами, основами демократического устройства, идеологическими факторами, правами и обязанностями людей, принципами взаимодействия гражданского общества и государства. На данном этапе происходит формирование основ активного участия граждан в общественно-политической жизни государства. Занятия по родному языку и литературе способствуют знакомству учащихся с духовными основами и потребностями русского народа, моральными и духовно-нравственными ценностями. Произведения классиков помогают выработать чувство прекрасного, а также критическое мышление, которое необходимо гражданам в цифровой среде.
Выработка критического мышления позволяет молодым людям отличать факты от мнений, с осторожностью и вниманием относиться к любой получаемой информации, доверять только проверенным источникам информации, а также ответственно принимать решения и взвешенно формировать свою точку зрения для активной борьбы с манипуляциями и фейковой информации, которыми заполнено цифровое пространство.
В целом, гуманитарные и социальные предметы способствует интеграции молодежи и формированию патриотизма.
Новые трансформационные процессы, происходящие в современном обществе, побуждают редактировать программу обучения. В 2022 г. в школьную программу был введен курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном». Создатели курса сделали акцент на воспитании обучающихся на исторических примерах, подвигах и достижениях великих людей, которые изменили ход истории, внесли вклад в сферу своей деятельности
Уроки внеурочной деятельности посвящены ученому К.Э. Циолковскому, театральному режиссеру К.С. Станиславскому, писателю С.В. Михалкову, химику Д.И. Менделееву, литераторам Н.В. Гоголю и А.С. Пушкину, а также другим известным личностям: мореплавателям, ученым и космонавтам. Занятия способствуют расширению кругозора, созданию духовно-нравственных ориентиров. Беседы о героях мотивируют молодых людей, к самосовершенствованию. Например, урок, посвященный Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, знакомит с героическим прошлым государства, демонстрирует молодому поколению пример мужества и самопожертвования ради Родины. Обучающиеся знакомятся также с правами и обязанностями, так как важно, чтобы школьники умели защитить свои интересы, что в дальнейшем позволит лучше адаптироваться во взрослой, самостоятельной жизни.
Необходимым элементом внеурочной деятельности «Разговоры о важном» является тематический блок, посвященный профориентации. Выбор будущей траектории развития – ключевой шаг в жизни молодого человека, его семьи, это необходимый элемент для развития общества, государства и поддержания высокого уровня национальной безопасности. Высококвалифицированные специалисты – основа для противостояния внутренним и внешним угрозам в современном мире, технологическому развитию. Школа участвует в подготовке будущих кадров, помогая в выявлении и раскрытию талантов на ранней стадии.
Таким образом, процесс политической социализации современной молодежи не может рассматриваться без учета идеологических аспектов, традиционных ценностей общества, национальных приоритетов государства.
Уровень проработанности социокультурных составляющих в нормативно-правовых актах и содержание школьного образования определяют успешность процесса социализации молодых людей. Проработка данных аспектов позволяет молодым людям осознать свою роль в гражданском обществе, понять свои права и обязанности, противостоять вызовам, научиться выражать свое мнение и участвовать в принятии решений, а также развить критическое мышления.
Конкретизация списка духовно-нравственных ценностей и инициативы в сфере патриотического воспитания граждан формирует общий уровень патриотизма в государстве, а также влияет на его уровень в будущем, ведь идеологические взгляды молодых людей, их ценности и поведение будут определять развитие общества в ближайшие десятилетия.
Качественные изменения учебных программ в связи с трансформационными процессами на мировой арене и внутри российского общества также оказывают воздействие на процесс политической социализации молодежи. Для успешного процесса политической социализации молодежи необходимо применение комплексного подхода, заключающегося в участии всех агентов социализации: семьи, государства, школы и других социальных институтов.
Литература:
1.
Бредихин А.В. О системе духовно-нравственного и патриотического воспитания казачьих кадетских корпусов// Казачество, 2016. № 4(17). С. 12-18.
2.
Елишев С.О. Молодёжь как объект социализации и манипуляций. - М., 2015. 320 с.
3.
Зайко Я.В., Зорин В.А., Луканина Е.В. Школа как агент политической социализации в современной России: проблемы и перспективы развития// Социум и власть, 2022. № 2(92).
4.
Зырянов В.В. Национальная система образования России: проблемы и перспективы в контексте реформирования и глобализации// Вестник Московского университета. Серия 18, 2015. № 3.
5.
Зырянов В.В. Организационная культура: трансформация форм и содержания образования в период распространения COVID-19// Глобальные и региональные воздействия в системе современных обществ: сборник научных трудов ФГБОУ ВО ИГУ. - Иркутск, 2021.
6.
Зырянов В.В. Социологическое образование в России: итоги 30 лет// Социологические исследования, 2020. № 1.
7.
Каневский П.С. Политическая культура современной России сквозь призму социологической науки. Рецензия на монографию Н.В. Карповой «Социология политической культуры современной России»// Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 2013. № 4. С. 248-253.
8.
Карпова Н.В. Историческое сознание общества как элемент политической культуры// Теория и практика общественного развития, 2022. № 12. С. 30-36.
9.
Карпова Н.В. Политическая культура как структурный элемент механизма функционирования политических систем// Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 2016. № 1.
10.
Карпова Н.В., Кича Е.В. Политико-культурные ориентации студенческой молодежи г. Москвы в зеркале социологических опросов// Общество: социология, психология, педагогика, 2020. № 7.
11.О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.06.2021. № 400. Президент Российской Федерации. - М., 2021.
12.Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809.
13.
Осипова Н.Г., Елишев С.О., Прончев Г.Б. Представления студенческой молодежи московских вузов о процессах, институтах социализации и субъектах осуществления молодежной политики в Российской Федерации (по результатам исследования 2019 г.)// Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 2020. № 1.
14.Результаты опроса об активности российской молодежи и молодежных инициативах. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). - М., 2022. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obshchestvennaja-aktivnost-molodezhi (дата обращения: 1.10.2024).
15.
Савченко И.А., Николаева А.А. Модели политической социализации в контексте патриотического воспитания в современной российской школе// Ученые записки университета Лесгафта, 2023. № 5(219).
16.
Самсонова Т.Н. Практики политической социализации в современной российской школе: состояние, проблемы и векторы развития// Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 2023. № 1.
17.
Самсонова Т.Н., Леонов Е.К. Роль интернета в политической социализации современной российской молодежи// Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 2022. № 2.
18.
Самсонова Т.Н., Наумова Е.C. Роль СМИ в политической социализации современной российской молодежи// Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 2019. № 4.
19.
Самсонова Т.Н., Титов В.В. К вопросу о становлении национально-гражданской идентичности российской молодежи в условиях глобальных социокультурных трансформаций начала ХХI века// Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 2017. № 3.
References:
1.
Bredihin A.V. O sisteme duhovno-nravstvennogo i patrioticheskogo vospitanija kazach'ih kadetskih korpusov// Kazachestvo, 2016. № 4(17). S. 12-18.
2.
Elishev S.O. Molodjozh' kak ob#ekt socializacii i manipuljacij. - M., 2015. 320 s.
3.
Zajko Ja.V., Zorin V.A., Lukanina E.V. Shkola kak agent politicheskoj socializacii v sovremennoj Rossii: problemy i perspektivy razvitija// Socium i vlast', 2022. № 2(92).
4.
Zyrjanov V.V. Nacional'naja sistema obrazovanija Rossii: problemy i perspektivy v kontekste reformirovanija i globalizacii// Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 18, 2015. № 3.
5.
Zyrjanov V.V. Organizacionnaja kul'tura: transformacija form i soderzhanija obrazovanija v period rasprostranenija COVID-19// Global'nye i regional'nye vozdejstvija v sisteme sovremennyh obshhestv: sbornik nauchnyh trudov FGBOU VO IGU. - Irkutsk, 2021.
6.
Zyrjanov V.V. Sociologicheskoe obrazovanie v Rossii: itogi 30 let// Sociologicheskie issledovanija, 2020. № 1.
7.
Kanevskij P.S. Politicheskaja kul'tura sovremennoj Rossii skvoz' prizmu sociologicheskoj nauki. Recenzija na monografiju N.V. Karpovoj «Sociologija politicheskoj kul'tury sovremennoj Rossii»// Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 18. Sociologija i politologija, 2013. № 4. S. 248-253.
8.
Karpova N.V. Istoricheskoe soznanie obshhestva kak jelement politicheskoj kul'tury// Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija, 2022. № 12. S. 30-36.
9.
Karpova N.V. Politicheskaja kul'tura kak strukturnyj jelement mehanizma funkcionirovanija politicheskih sistem// Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 18. Sociologija i politologija, 2016. № 1.
10.
Karpova N.V., Kicha E.V. Politiko-kul'turnye orientacii studencheskoj molodezhi g. Moskvy v zerkale sociologicheskih oprosov// Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika, 2020. № 7.
11. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 02.06.2021. № 400. Prezident Rossijskoj Federacii. - M., 2021.
12. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniju i ukrepleniju tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej: Ukaz Prezidenta RF ot 09.11.2022 g. № 809.
13.
Osipova N.G., Elishev S.O., Pronchev G.B. Predstavlenija studencheskoj molodezhi moskovskih vuzov o processah, institutah socializacii i sub#ektah osushhestvlenija molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii (po rezul'tatam issledovanija 2019 g.)// Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 18. Sociologija i politologija, 2020. № 1.
14. Rezul'taty oprosa ob aktivnosti rossijskoj molodezhi i molodezhnyh iniciativah. Vserossijskij centr izuchenija obshhestvennogo mnenija (VCIOM). - M., 2022. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obshchestvennaja-aktivnost-molodezhi (data obrashhenija: 1.10.2024).
15.
Savchenko I.A., Nikolaeva A.A. Modeli politicheskoj socializacii v kontekste patrioticheskogo vospitanija v sovremennoj rossijskoj shkole// Uchenye zapiski universiteta Lesgafta, 2023. № 5(219).
16.
Samsonova T.N. Praktiki politicheskoj socializacii v sovremennoj rossijskoj shkole: sostojanie, problemy i vektory razvitija// Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 18. Sociologija i politologija, 2023. № 1.
17.
Samsonova T.N., Leonov E.K. Rol' interneta v politicheskoj socializacii sovremennoj rossijskoj molodezhi// Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 18. Sociologija i politologija, 2022. № 2.
18.
Samsonova T.N., Naumova E.C. Rol' SMI v politicheskoj socializacii sovremennoj rossijskoj molodezhi// Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 18. Sociologija i politologija, 2019. № 4.
19.
Samsonova T.N., Titov V.V. K voprosu o stanovlenii nacional'no-grazhdanskoj identichnosti rossijskoj molodezhi v uslovijah global'nyh sociokul'turnyh transformacij nachala HHI veka// Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 18. Sociologija i politologija, 2017. № 3.
IDEOLOGICAL ASPECTS OF THE POLITICAL SOCIALIZATION OF MODERN RUSSIAN YOUTH
Paramonova A.V.student, direction 39.03.01 "Sociology", master's program "Mass Communications and Public Policy", Lomonosov Moscow State University Abstract: The article is devoted to the study of the ideological aspects of the political socialization of youth. With the rapid development of technology, traditional spiritual and moral values and national interests are becoming the main tool in the process of political socialization, patriotic and moral education of young people. The rapid spread of ideas that contradict Russian traditional values requires their protection and consolidation in regulatory legal acts. The elements of the school curriculum are actively involved in the formation of the scientific potential of the Russian Federation, therefore, a timely transformation of educational programs is necessary. Keywords: political socialization of youth, ideological aspects, school curriculum, traditional spiritual and moral valuesДля цитирования:
Парамонова А.В. Идеологические аспекты политической социализации современной российской молодежи
// Асклепий: социология, биология, медицина, 2024. № 1(1). С. 18-23.